вОбщественная жизнь

Производство бомбардировщиков Ту-22М “перезапустят”


Как стало известно, в Государственную Программу Вооружений на 2018-2027 год включено возобновление производства сверхзвуковых дальних бомбардировщиков Ту-22М. Новые бомбардировщики станут радикально модернизированной версией существующих бомбардировщиков Ту-22М3. Общая «схема» модернизации будет аналогична созданию нового бомбардировщика Ту-160М2 — от прежнего самолёта останется только планер.
Ту-22М3 является одним из трёх типов бомбардировщиков в составе российской Дальней авиации (наряду со стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС и сверхзвуковыми стратегическими бомбардировщиками Ту-160), единственным в мире сверхзвуковым дальним бомбардировщиком и одним из самых известных и узнаваемых самолётов ВВС России.
Бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных ударов по важнейшим государственным и военным объектам противника, а также для борьбы с крупными корабельными группировками противника, в условиях противодействия развитой системы ПВО. Однако к настоящему моменту данные бомбардировщики не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям, в силу устаревания комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и невозможности применять современные авиационные средства поражения, что резко ограничивает боевые возможности этих бомбардировщиков. С целью «поднятия» боевых возможностей самолётов, начиная с 2012 года проводится постепенный капитальный ремонт и модернизация строевых Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М. Модернизация по данному вариант заключается в замене значительной части авионики, «адаптации» самолёта к применению новейшей сверхзвуковой противокорабельной ракете Х-32, а также установку системы высокоточного бомбометания СВП-24. Учитывая огромный ресурс планера бомбардировщиков такого класса, а также относительно «молодой» (по меркам современных бомбардировщиков) возраст (последний Ту-22М3 был произведён в 1993 году) данная модернизация позволит Ту-22М3 оставаться в строю ещё не одно десятилетие.
Тем не менее, ещё одной проблемой является весьма малая численность Ту-22М3 в составе ВВС России. На момент распада СССР, советская Дальняя авиация имела 8 бомбардировочных полков, насчитывающих суммарно 210 Ту-22М2 и Ту-22М3, и ещё 7 полков бомбардировщиков Ту-22М2\М3 были в составе морской ракетоносной авиации ВМФ СССР. В следствии катастрофического снижения средств, выделяемых на содержание вооружённых сил в 1990-е годы, морская ракетоносная авиация уже к началу двухтысячных годов фактически перестала существовать (последние боеспособные Ту-22М3 морской авиации в 2011 году были переданы в состав Дальней авиации), а в Дальней авиации «выбивание» Ту-22М происходило также с пугающей быстротой. На текущий момент количество Ту-22М3 в строевых частях (52-й и 200-й тяжёлые бомбардировочные полки на авиабазах Шайковка и Белая соответственно) оценивается около 45 единиц, из них количество боеспособных самолётов — в 35-40 единиц. Ещё порядка 10 единиц Ту-22М3 находится в различных центрах боевого применения. В рамках Государственной Программы Вооружений предполагается модернизация 36 бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, что составляет большую часть строевых бомбардировщиков данного типа в ВВС России.
Как стало известно, в рамках действующей Государственной Программы Вооружений (ГПВ) до 2020 года, была исследована возможность радикальной модернизации бомбардировщика Ту-22М3, аналогично модернизированному стратегическому бомбардировщику Ту-160, а ГПВ на 2018-2027 годы включено возобновление производства, уже глубоко модернизированных, бомбардировщиков. Какой индекс будет носить новая модификация бомбардировщика пока не сообщается.
«Перезапуск» производства Ту-22М позволит не только увеличить их численность в составе Дальней Авиации, но и существенно расширить её боевые возможности и круг задач. Рассмотрим, что известно на данный момент об облике нового Ту-22М.
Новый бомбардировщик фактически сохранит от существующих Ту-22М3 только планер, который будет модифицирован. Вероятно, новый Ту-22М будет иметь ещё больший ресурс планера и несколько изменённую внутреннюю компоновку.
Вместо существующих двигателей НК-25 на новый Ту-22М будут установлены двигатели НК-32-02, как на новом стратегическом бомбардировщике Ту-160М. Двигатель НК-32-02 имеет такую же максимальную форсажную тягу, как и НК-25 — 25 000 кгс, однако отличается от него существенно меньшим расходом топлива. Существующие бомбардировщики Ту-22М3 имеют максимальную дальность полёта до 7 тысяч километров, а боевой радиус действия с двумя ПКР Х-22Н при полёте по смешанному высотному профилю на дозвуковой скорости порядка 2200 километров (при сверхзвуковой скорости радиус действия сокращается вдвое). Благодаря двигателям НК-32-02 дальность полёта нового бомбардировщика вырастет до 10 тысяч километров, что позволяет предположить увеличение радиуса действия на дозвуковой скорости не менее чем до 3-3,5 тысяч километров. Очевидно, что благодаря возросшей максимальной дальности полёта будет возможно увеличить дальность полёта на предельно малых высотах, а также продолжительность сверхзвукового «броска» к цели, что особенно актуально при преодолении рубежей обороны авианосных и корабельных многоцелевых ударных групп и прорыве наземной ПВО. Фактически, благодаря данным двигателям, новый бомбардировщик перейдёт в «разряд» стратегических бомбардировщиков.
Новый бомбардировщик получит полностью новое и современное бортовое радиоэлектронное оборудование с высочайшей степенью автоматизации, что позволит сократить экипаж с 4 до 2 (!) человек. Как предполагается, комплекс БРЭО нового Ту-22М будет аналогичен БРЭО Ту-160М. 
Будет установлена выдвижная штанга для дозаправки в воздухе. На Ту-22М3 изначально устанавливалась данная штанга, однако согласно договору об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, подписанному СССР и США в 1979 году, штанги дозаправки на Ту-22М демонтированы. Отсутствие возможности дозаправки существенно ограничивает рубежи «досягаемости» бомбардировщиков. На новых Ту-22М «возвращение» штанги дозаправки позволит при необходимости задействовать их над большей частью территории Земного шара и существенно увеличить как рубежи их применения, так и спектр тактических приёмов.
Новый Ту-22М получит возможность применения всего спектра новейших крылатых ракет, как стоящих на вооружении ВВС России, так и перспективных, а также применения прочих образцов российского авиационного высокоточного базирования. Как сообщается, новый Ту-22М сможет применять новейшие тяжёлые сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-32, крылатые ракеты Х-55, Х-555, Х-101\102, а также перспективные тактические авиационные крылатые ракеты Х-50 (по всей видимости данная ракета будет представлять собой аналог американской тактической КР AGM-158 JASSM-ER). Также, бомбардировщик будет способен применять новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал» (вероятно и в «противокорабельной» версии) и перспективные образцы гиперзвукового ракетного оружия. Многократно возрастут и возможности по поражению целей при бомбометании, как свободнопадающими, так и управляемыми бомбами.
Как ожидается, первые прототипы новых Ту-22М будут построены Казанским авиационным заводом (где производится модернизация существующих Ту-22М3, а также модернизация и развёртывание производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2) на основе имеющихся на хранении ранее построенных планеров Ту-22М3. По предварительным данным новый опытный бомбардировщик совершит первый полёт в 2021 году, а ещё через 5 лет начато серийное производство с темпом 4-5 самолётов в год.
Бомбардировщики Ту-22М очевидно, будут составлять основу Дальней Авиации ещё многие годы и десятилетия, оставаясь ярким и наглядным символом мощи ВВС России. Новые Ту-22М будут иметь невероятно широкий круг решаемых задач, и с смогут невероятно эффективностью применяться как в локальных, так и в крупномасштабных конфликтах.

Похожие посты