вПослевоенное время

Падение Ту-22М2 («Бэкфайр») на Киров

Ту-22М шайковка
Ту-22М2

В полете 16 мая 1986 года на Ту-22М2 вскоре после взлета с аэродрома Шайковка (г. Киров, Калужской обл.) в хвостовой части фюзеляжа из-за обильной течи керосина возник пожар. Экипаж развернул машину на обратный курс, но перегорели тяги управления стабилизатором и рулем высоты. Последним покинул неуправляемую машину командир корабля капитан Мурсанков на высоте менее 100 метров. Через две-три секунды самолет взорвался в воздухе, уткнувшись носовой частью в озеро Верхнее (г. Киров). Однако горящий керосин накрыл автобусную остановку у проходной завода. Причина: трагедии была связана с установкой на заводе нештатных топливных шлангов, которые вырвались из заделки, и керосин хлынул на двигатели.

Десять человек тогда погибли на месте и еще четверо скончались позже в больницах. Самому старшему было 57 лет, самой молодой — 22 года.

Тридцать семь человек получили в тот день ожоги различной степени тяжести.

С момента взлета и до момента падения бомбардировщика прошло чуть больше трех минут.

Из официального заключения комиссии по расследованию летного происшествия (председатель — Главнокомандующий ВВС страны, маршал авиации А.Н. Ефимов):

«Установлено, что пожар возник на 29-й секунде полета из-за обильной течи (1 тонна в минуту) и скопления топлива в отсеке правой мотогондолы…Самолет самопроизвольно, несмотря на предупреждающие действия летчиков органами управления, энергично увеличил правый крен, уклоняясь в сторону города. Экипаж, после принятия всех возможных мер, на высоте 400 метров покинул уже неуправляемый самолет, командир корабля катапультировался последним, когда от него уже ничего не зависело».

От этого заключения отличается вывод следственного управления Главной военной прокуратуры страны:

«Команда на начало разворота вправо дана руководителем полетов с целью недопущения возможного падения самолета на железнодорожную станцию Фаянсовая и обхода г. Кирова».

 

На борту рухнувшего самолета находилось тогда три учебных авиабомбы, которые, к счастью, не взорвались.

ту 22 катастрофа киров
Памятник жертвам катастрофы

Факт падения самолета и его последствия, как и было принято в то время, старательно замалчивались, и до такой степени, что районная газета трусливо отказалась размещать некрологи погибшим. 

Памятник жертвам катастрофы планировалось изначально установить на месте падения самолета, но из-за отсутствия финансирования площадки под него он так и остался стоять в заводском сквере. Фигура женщины, высеченная в камне, с укоризной отвернула свой взор от нас…

Похожие посты