вПослевоенное время

52-й Гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Во исполнение Постановления ГКО СССР от 4 октября 1944 г. на аэродроме Манзовка Приморского края началось формирование 52-го гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка.

Полк изначально формировался как гвардейский, поскольку должен был войти в состав гвардейского авиакорпуса отдельной гвардейской воздушно-десантной армии.

Основу полка составили 15 летных экипажей из 251-го ДБАП и пять экипажей из 53-го ДБАП 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта. Формирование продолжилось уже в Европейской части Союза после перебазирования на расположенный на окраине Калинина (ныне Тверь) аэродром Мигалово. В Мигалово полк базировался с октября 1944 г. по июнь 1946 г.

ТБ-3РН во время подготовки к параду над Москвой в 1945 г.
ТБ-3РН во время подготовки к параду над Москвой в 1945 г.

Здесь полк вошел в состав 21-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Гвардейское Боевое Знамя вручено 23 февраля 1945 г., годовой праздник установлен 12 декабря. В июне 1945 г. полк был передан в 45-ю Гомельскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию. Экипажи полка готовились принять участие в августовском воздушном параде над Москвой – последний раз в истории должны были проплыть над столицей воздушные корабли ТБ-3.

Летом 1948 г. начался процесс перевооружения части бомбардировщиками Ту-4. Личный состав, что называется, сходу начал осваивать Ту-4. Наибольший налет за 1949 г. пришелся именно на Ту-4 – 1253 ч.

В 1955 г. началось переучивания на Ту-16. Первые летные экипажи проходили переподготовку в Энгельсе под руководством инструкторов из 203-го гвардейского ТБАП.

Вышестоящее командование неоднократно поднимало вопрос о переводе 52-го  гв.  ТБАП,  на авиабазу Шайковка  в  Калужской обл.   Это способствовало процветанию среди личного состава и семей военнослужащих,  всевозможных домыслов и слухов. У командования полка появилось своеобразное идеальное средство воздействия на личный состав. 

В  1958г.  было принято окончательное  решение о перебазировании  на авиабазу  ШАЙКОВКА   именно   52-й  гв.  ТБАП. 

Подтверждением этого существует следующая,  заслуживающая внимания версия. 

В 1957 году командиром 52-го ТБАП был назначен  выпускник  Военно-воздушной академии  молодой амбициозный  майор  Кротов Анатолий Сергеевич. В народе его прозвали «Глобус» за абсолютно лысый череп.  Вышестоящее командование дало  понять,  что для дальнейшего роста в должностях и званиях необходимо вывести полк в ряды отличных.  В ответ, не лишенный чувства карьеризма, молодой командир попросил выделить для его полка отдельный гарнизон,  каковым и оказалась  пустующая  Шайковка.  Последовал приказ,  и  в мае — июле 1959г. 52 гв. ТБАП полностью перебазировался на свободный и капитально отремонтированный аэродром  Шайковка в  Калужской области, получив при этом, неофициальное название  «Гауптвахта  Дальней Авиации». Просьба, не путать с названием «Могильник Дальней Авиации»,  принадлежавшей  по  праву  бывшему  авиагарнизону  Сольцы   в Новгородской  области. 

В марте 1961 г. полк из 22-й дивизии передали в 326-ю ТБАД. В феврале 1964 г. – очередное переподчинение, теперь полк включили в состав 56-й ТБАД.

Август 1962 г. был отмечен трагедией. 15 августа на выполнение воздушной стрельбы на полигоне ушла пара Ту-16. Ведущим был определен самолет командира отряда гвардии майора В.Т. Максимова, ведомым – Ту- 16 гвардии капитана М.Г. Каримова. Оба командира корабля – военные летчики 1-го класса, но Каримов не имел опыта полетов в плотном строю. Вопреки указаниям, майор Максимов перед полетом отдал указание подчиненному при возвращении с полигона идти ведущим. На обратном пути ведомый самолет (Максимова) «наехал» на самолет ведущего (Каримова). По словам очевидцев, самолеты сложились в воздухе. Оба экипажа погибли.

Необычные учения прошли в 1966 г. Проверялась возможность поддержки ядерным и обычным оружием высадившегося в глубоком тылу противника воздушного десанта. Полк принимал участие в маневрах в полном составе: 29 экипажей, 26 самолетов.

Полк долгое время был вооружен самолетами Ту-16 в варианте классического бомбардировщика. Теоретическое освоение системы К-16-11 началось в 1967 г. Первый практический пуск ракеты КСР-2 в истории полка выполнил в 1969 г. экипаж командира 52-го гв. ТБАП гвардии полковника Сабурова (штурман гвардии подполковник В.Ф. Рожков). На вооружении 1-й эскадрильи состояли Ту-16 с ракетами КСР-1 1, 2-й эскадрильи – Ту-1 6 с ракетами КСР-2, на вооружении 3-й – постановщики помех.

Помимо охоты за надводными целями, в 1970 г. полк начал осваивать поиск и уничтожение субмарин, используя целеуказание и наведение от самолетов ПЛО морской авиации. Продолжались полеты в Арктике. В 1971 г. 12 экипажей летало с тундровых аэродромов в Воркуте и Чекуровке. В 1972-1973 г. на вооружение двух первых эскадрилий поступил единый ракетный комплекс К-26 с ракетами КСР-5. На вооружении состояло 30 самолетов Ту-16 – 21 ракетоносец и девять постановщиков помех.

В феврале 1975 г. полк передали в 13-ю гвардейскую ТБАД 2-го отдельного бомбардировочного корпуса.

В конце 1981 г. началось теоретическое освоение самолетов Ту-22М2. На 1982 г. была поставлена задача переучить на Ту-22М2 1-ю эскадрилью, но к концу года на «Бэкфайрах» летал весь полк, причем 1 -я эскадрилья – днем и ночью. Первый полет на Ту-22М2 экипажем полка был выполнен 12 марта 1982 г., а в июне 1983 г. экипаж гвардии майора B.C. Румянцева произвел первый практический пуск ракеты Х-22.

Принято считать, что перебои с топливом в отечественных ВВС начались в 90-е годы, а до этого ВВС так «гудели»! В принципе – это так. Только в 90-е годы с топливом происходили вовсе не перебои, его просто не было. Перебои же начались еще в 1984 г. «Катастройка» началась все-таки не на ровном месте. Весь сентябрь и половину октября 1984 г. полк не летал по причине отсутствия керосина.

Первой войной для 52-го полка стал Афган. В составе 185-го ТБАП боевые вылеты по целям, расположенным в Афганистане, выполняли четыре гвардейских экипажа из Шайковки, экипажи капитана Примака, майора Червинского, старших лейтенантов Кулеша и Имальдинова.

В 1989-1994 гг. полк организационно входил в состав 43-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Дальней Авиации. На базе полка проходили летную подготовку на должности командиров кораблей и эскадрилий слушатели ЦБП и ПЛС. В 1991 г. началось теоретическое переучивание личного состава на Ту-22МЗ. В 1992 г. полк освоил новый тип. Тогда же в Шайковке переучивались на «тройку» экипажи из 303-го ТБАП и 219-го ОДРАП. Последние Ту- 22М2 были сняты с вооружения полка в 1993 г.

Эмблема 52-го полка
Эмблема 52-го полка

В истории полка катастроф было не так много, по сравнению с другими полками. Тем не менее каждая катастрофа – трагедия. 14 февраля 1989 г. проводились учения эскадрильи, в которых принимал участие экипаж гвардии капитана Г.В. Карпенко. Ту-22М2 поднялся в воздух в 18 ч 14 мин в составе группы из шести самолетов. Полет по маршруту до полигона прошел нормально. На обратном пути в 20 ч 50 мин находившийся на борту летчик-инструктор полковник В.И. Логунов по радио доложил об отказе бортового электропитания и запросил посадку на ближайшем аэродроме, а в 20 ч 55 мин самолет по данным РЛС ПВО перешел в резкое снижение по крутой траектории. В 20 ч 57 мин Ту-22М2 пропал с экранов радаров. Ту-22М2 упал в 36 км от г. Мариуполя.

Эмблема 1-й эскадрильи
Эмблема 1-й эскадрильи

О нехватке топлива речь уже шла выше. Перебои с керосином, имевшие место в 1984 г., показались через десять лет недоразумением, не более: в 1994 г. полк получил ГСМ 11% от потребного количества! Все-таки, не взирая на все организационно-бытовые сложности и минимальный налет на экипажи, в полку по-прежнему выполнялось 1-2 практических пуска ракет в год.

Реорганизация Дальней Авиации привела к переподчинению полка в сентябре 1994 г. штабу 326-й Тарнопольской ордена Кутузова тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, а с мая 1998 г. – штабу 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской ТБАД.

К концу трагического для ВВС нашей страны десятилетия ситуация с боевой подготовкой если не улучшилась, то хотя бы стабилизировалась. Стали выполняться достаточно сложные задания, к числу которых, несомненно, относится полет на разведку кораблей НАТО в акватории Черного моря (8 апреля 1997 г., экипаж гвардии подполковника Душевина).

В 1999 г. впервые после семилетнего перерыва были выполнены боевые стрельбы из бортовых пушек ракетоносцев снарядами с ИК ловушками и уголковыми отражателями, а в рамках учений «Запад-99» – три практических пуска ракет. Тогда же экипаж заместителя командира полка по летной подготовке гвардии подполковника Н.А. Бибикова произвел полет вдоль границ стран Балтии, Польши и Украины, вскрыв несколько десятков ранее не зафиксированных радиоизлучающих объектов. Два пуска ракет было произведено в 2000 г., в том числе один – по морской цели. С 3 по 18 февраля 2003 г. Военная инспекция МО РФ проводила проверку 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. В ходе проверки экипажи 52-го ТБАП на «отлично» выполнили два практических пуска ракет и полигонное бомбометание.

По итогам 2003 г. 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк назван лучшим в 37-й ВА ВГК (СН), став обладателем переходящего приза в виде выполненного из хрусталя шлема древнерусского богатыря. 

Командиры год вступления полка в должность:

  • гв. подполковник А.А. Франков 1944 гв.
  • подполковник В.А. Климов 1947
  • гв. подполковник В.А. Трехин 1948
  • гв. подполковник А.В. Иванов 1951 (Герои Советского Союза)
  • гв. подполковник К.И. Марусиченко 1951 (Герои Советского Союза)
  • гв. подполковник И.П. Ивенин 1956
  • гв. подполковник А. С Кротов 1957
  • гв. подполковник В.П. Казанцев 1960
  • гв. подполковник А.Ф. Жихарев 1962
  • гв. подполковник Л. В. Гумников 1966
  • гв. подполковник Б.В. Сабуров 1967
  • гв. подполковник А.В. Туманов 1972
  • гв. подполковник Е.Ф. Кузнецов 1975
  • гв. подполковник В.Е. Капцевич 1977
  • гв. подполковник С.И. Ананьев 1980
  • гв. подполковник А.А. Волковинский 1986
  • гв. подполковник С.В. Кольцов
  • гв. полковник И.Ф. Коновалов 1994
  • гв. полковник А.П. Кореньков 1998
  • гв. полковник А.В. Блаженко 2000
  • гв. полковник Б.В. Середкин 2003

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие посты