вВоенное время

5 дней в июле 1941 3-го ТБАП

В дневное время бомбардировщик был действительно уязвим. А вот в ночных условиях устаревший ТБ-3 показал себя стойким бойцом. Что же касается вылетов днем, то урок, полученный 30 июня, авиационными командирами всех степеней проигнорирован не был. По крайней мере, экипажи 3-го тбап в дневное время на задания на линию фронта или в тыл врага больше не посылались.

1 июля экипажи авиаполка на боевое задание не ходили. Поздно вечером 2 июля поступило боевое распоряжение: подготовить 15 кораблей для бомбардирования мотомехчастей противника на дороге в районе Смолевичи, Борисов и Плешеницы. Времени для подготовки к вылету было мало, в связи с этим командир авиаполка выпустил на задание только три корабля. Взлетели они во второй половине ночи, а вернулись уже утром, когда солнышко уже выкатилось из-за горизонта. Задание выполнили два экипажа, третий по причине плохих метеоусловий в районе Монастырщины вынужден был возвратиться. По докладам экипажей в районе нахождения танков были выложены на земле белые полотнища.

Последний корабль сел в Шайковке в 6 часов утра. Как раз в это время по радио началась трансляция выступления председателя ГКО И. В. Сталина. Его речь, затаив дыхание, слушал весь личный состав авиаполка. Через два часа после завтрака состоялся митинг. Пришли на него люди с глубоким убеждением, что начавшаяся война будет трудной и долгой. Оно было навеяно выступлением И. В. Сталина.

После обеда 21 экипаж сел за подготовку к очередному вылету. Им предстояло нанести удар по немецким мотомехчастям на участке шоссе от реки Добыска до Бобруйска. Задание выполнили только 12 экипажей.

Если обратить внимание на особенности этого вылета, то следует отметить два факта: впервые экипажи отвезли самое большое количество ФАБ-500 – 31 бомбу, и, тоже впервые, разбросали над оккупированной территорией четыре тюка свежих газет.

Четыре экипажа потеряли ориентировку, на цель не вышли и вернулись на свой аэродром. На трех самолетах произошли различные технические отказы и зависание бомб. Один из них вынужден был сбросить аварийно две ФАБ-500 и две ФАБ-250 на лесной массив в районе Фаянсовой. Все три корабля тоже произвели благополучную посадку в Шайковке.

Еще два экипажа на свою базу не вернулось. Через несколько часов после отправки боевого донесения, стало ясно, что один из них из-за нехватки горючего произвел вынужденную посадку. Никто из членов экипажей не пострадал. Второй экипаж потерпел катастрофу, во время которой погибло шесть авиаторов. Вот их имена: командир корабля лейтенант Павел Захарович Калошин, штурман отряда лейтенант Александр Романович Воробьев, старший бомбардир сержант Николай Григорьевич Свистунов, воздушный стрелок ефрейтор Алексей Феофанович Кадыгров, воздушный стрелок младший сержант Дмитрий Иванович Герасимов, техник бортовой военный техник 2-го ранга Николай Андреевич Барков. Причины катастрофы мной не установлены.

Произошло еще одно происшествие: на одном корабле при посадке на своем аэродроме от неосторожного обращения с бортовым оружием ранены два воздушных стрелка.

В ночь на 5 июля к вылету на задание подготовилось 14 экипажей. Взревев моторами, ТБ-3 один за другим поднялись в воздух и взяли курс на запад. Им, как и в прежние ночи, предстояло действовать по скоплению танков противника, на этот раз в лесу южнее Лепеля и на дорогах Борисов – Лепель. Если судить по результатам боевого вылета, то он оказался самым эффективным. В арсенале отвезенных и сброшенных на врага бомб были фугасные, осколочные, зажигательные и даже РРАБы (ротативно-рассеивающие авиабомбы). Среди фугасных преобладали крупные – штурманы сбросили 25 ФАБ-500. По докладам экипажей, бомбы рвались в районе скопления войск и техники на дорогах между пунктами Пышно, Докшицы, Богомель, Борисов, Лепель. Лесной массив южнее Лепеля был объят пожарами. А если судить по понесенным потерям, то очередной боевой вылет радости командованию авиаполка не принес. Во-первых, один ТБ-3 в районе Любавичи (40 км северо-восточнее Орши) был обстрелян своими средствами ПВО. Пять человек получили ранения в ноги. Предостаточно оказалось на корабле и пробоин. Однако жизненно важные органы самолета не пострадали, и экипаж произвел благополучную посадку на своем аэродроме. Во-вторых, из 14 ушедших на задание экипажей в положенное время в Шайковку не вернулись два. На обратном маршруте на одном корабле отказали два левых мотора, и летчики посадили машину в районе Юхнова. Что случилось со вторым экипажем, не вернувшимся на свой аэродром? Ответ на этот вопрос дает следующий архивный документ:

«Командир корабля лейтенант Иван Мартынович Авдеев 5 июля 1941 года погиб при обороне Смоленска. Экипаж сбит зенитной артиллерией при бомбардировании танковой колонны. Горящий корабль перелетел линию фронта и упал в расположении своих войск. Похоронен на северной стороне Смоленского аэродрома. Из экипажа погибли еще четыре человека: борттехник военный техник 1-го ранга Федор Тимофеевич Жидов, воздушный радист младший сержант Иван Иванович Шквара, воздушный стрелок сержант Сергей Григорьевич Геращенко и воздушный стрелок сержант Дмитрий Васильевич Володин».

Вероятно, остальной состав экипажа вернулся в авиаполк. Так для 3-го тбап завершился тринадцатый день войны. 

Материал из книги:
История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия / А.М. Сергиенко. – Белгород: КОНСТАНТА. 2013.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие посты