вВоенное время

Шайковка: первые дни войны

(Для более точного понимания смысла этой статьи рекомендуем прочитать статью «Шайковка накануне войны»)

На аэродроме Осиповичи, воздушным стрелкам была поставлена задача: дежурить у турельных установок – пулеметов и при налете немецких самолетов открывать огонь.

Летный состав на автомашинах перевезли в лес, где стояли полевые кухни и всех нас кормили.

Хотя ТБ-3 не воспринимался в 1941 году как дальний бомбардировщик, одной из первых ему была поручена все же дальнебомбардировочная операция. Уже 22 июня командующий ВВС Западного фронта генерал-майор авиации Копец И.И. поставил задачу:

«1-му тяжелобомбардировочному авиаполку в течение 22-23 июня одиночными налетами уничтожить самолеты противника на аэродромах Соколов, Седлец, Луков, Бяла-Подляска…».

Понимая, что на аэродроме Осиповичи такие самолеты, как ТБ-3, не могут оставаться незамеченные немцами, командир полка принимает единственное правильное решение: выводит полк из-под удара на запасные аэродромы: Паричи (Светлогорский район, Гомельской области) и Сенно (Витебской области), а затем после очередного пролета немецкого разведчика – на свой аэродром в Шайковку. Благодаря этому, полк сохранил и материальную часть, и личный состав.

Эти немецкие фотографии сделаны летом 1941 года предположительно на аэродроме Шайковка, куда вечером 22 июня 1941 года перелетели тяжёлые бомбардировщики «ТБ-3» с аэродрома Паричи. Запечатлённый на этих фотографиях полностью выведенный из строя самолёт «ТБ-3» вполне мог находиться в первый день войны на аэродроме Паричи.

 
 

23 июня две эскадрильи полка возвратились на аэродром Шайковка. Вслед за нашими самолетами стали прибывать и выходящие из-под удара самолеты 3-го тбап, базировавшегося ранее на аэродроме Сеща (Брянская область). Таким образом, аэродром Шайковка оказался буквально забит тяжелыми самолетами ТБ-3 и всем было понятно, что такое скопление самолетов не может не привлечь внимания авиации противника.

В Шайковке начали подготовку к боевым действиям. На 25 июня было сформировано 38 экипажей на 41 исправный самолет. Некоторые экипажи не вылетали самостоятельно не только ночью, но и днем. Однако ситуация требовала максимального использования личного состава и исправных самолетов.

26 июня войска Западного фронта вели тяжелые оборонительные бои северо-западнее Минска, в районе Барановичи, на Слуцком направлении, между реками Нарев, Неман, Щара, и частями выходили из окружения. Танковые группировки противника продолжали рваться со стороны Молодечно на Минск и по Слуцкому шоссе.

С первых же дней войны полки ТБ-3 перешли в непосредственное подчинение командования ВВС фронтов. Использование этих самолетов в качестве ночных фронтовых бомбардировщиков большой грузоподъемности было весьма эффективно. Однако критическое положение на фронте потребовало использовать эти машины для ударов в дневное время против немецких колонн. В основном ТБ-3 шли к цели без прикрытия истребителей и бомбили с малых и средних высот, что приводило к большим потерям.

В тот же день командиру полка полковнику Филиппову И.В. была поставлена задача, возглавить сводную группу из двух авиачастей (1-й и 3-й тбап) и в течении ночи с 26 на 27 июня нанести бомбовые удары по мотомехчастям противника в 25-30 километрах северо-восточнее и северо-западнее Минска.

Действия экипажей, бомбивших основную цель, были довольно эффективны. Их наблюдали и высоко оценили бойцы и командиры 100-й стрелковой дивизии генерала Руссиянова И.Н.

Но не обошлось в ту ночь и без потерь. В районе города Червень был подбит и загорелся самолет, на котором командиром был Орлов Г.И., на правом сиденье комиссар эскадрильи Морозов П.Н., штурман Козенко Д.А., борттехник 1-го ранга Попов В.С. К сожалению, не всем удалось спастись на парашютах. Попов был убит во время атаки истребителя, а помощник борттехника Акимов Павел Елисеевич, увидев, что его парашют загорелся и, не желаю сгореть живым, выбросился без парашюта. Орлову удалось посадить самолет в поле. В последствии выжившим в том бою Г. Орлов стал командиром полка, заместителем командира дивизии; Д. Козенко – начальником штаба полка; П. Морозов – замполитом полка, нач.политотдела дивизии. Попов Василий Сергеевич похоронен в г. Червень, Минской области.

28 июня группе экипажей было приказано вылететь на аэродром Зябровка близ Гомеля, загрузить десантные бочки с горючим и выбросить их на парашютах в тыл противника для наших окруженных танковых частей в лесном районе Минск — Осиповичи — Молодечно. Однако успели произвести посадку лишь шесть самолетов, на которые сразу же обрушился бомбовый удар с самолетов противника. Остальные три сумели взлететь и возвратиться на аэродром Шайковка. Несколько человек получили ранения, а штурман лейтенант Омельченко Виктор Маркович и воздушный стрелок старший сержант Белоусов Иван Васильевич погибли. Белоусова похоронили в с. Зябровка, Гомельской области.

30 июня при выполнении задания по доставке на аэродром Тумановка бочек с горючим окруженному танковому корпусу днем недалеко от Могилёва был сбит экипаж Ключникова В.А. (штурман Вениамин Вашуркин).

Корабль, потерявший управление и охваченный пламенем, все же удалось посадить в поле, но на территории, захваченной противником. Воздушные стрелки сержант Мерзляков Алексей Иванович и старший сержант Гандусов Яков Фомич до взрыва бензобаков успели снять пулеметы с турели. Прикрывая отход экипажа оба погибли в неравной схватке.

Ключникову и Вашуркину удалось перейти линию фронта, вскоре они были на своем аэродроме.

Более подробно в статье В книги Федора Орлова

В эти же дни полк потерял еще два самолета из четвертой эскадрильи — капитана Маслова и капитана Кочина. Их сбили немецкие зенитчики во время бомбардировки одной из целей.

5 июля в вечерней сводке Совинформбюро прозвучало:

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло (26 июня 1941 года — прим. автора). Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».

Гастелло Н.Ф.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г. командиру эскадрильи капитану Гастелло Н.Ф. посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В этом же вылете погиб экипаж ДБ-3 командира АЭ капитана Маслова А.С. За подвиг 26.07.1941 года при выполнении боевого задания у с. Родошковичи Молодеченского района Белорусской ССР Александру Спиридоновичу 2 мая 1996 года присвоено звание Героя Российской Федерации (указ Президента РФ № 635 от 2.05.1996).

В своей книге «ТБ-3 вступают в бой» Е.С. Щапов так описывает события июля 1941 года:

«Полк тем временем вел интенсивную боевую работу. Особенно напряженной она была в начале июля. Летать приходилось практически каждую ночь. Так, в эти дни, полк наносил удары по следующим целям:

3 июля – уничтожение живой силы и техники противника в районе Бобруйска;

4 июля – в районе города Лепеля;

5 июля – аэродромы в Бобруйске и Борисове;

6 июля – переправа через Березину;

7 июля – разные цели;

8 июля – аэродром около Богемля и другие цели;

9 июля – бомбометание и сброс листовок вдоль дороги Бобрйск – Жлобин;

10 июля – автодорога Бобруйск – Могилев;

11 июля – разные цели;

12 июля – переправа у г. Шклов;

13 июля – разные цели;

14 июля – бомбометание в районе г. Быхов».

Со второй декады июля полк «плавно втянулся» в Смоленское сражение.

Немцы не оставляли в покое аэродром Шайковка. Поэтому командир полка полковник Филиппов И.В. принял решение, чтобы не рисковать дальше людьми и техникой, 15 июля перелететь на аэродромный узел у города Юхнов (Калужская область): на полевые аэродромы – Климов Завод (1 АЭ – майора Иванова К.Н.), Кувшиновка (2 АЭ – майора Чирскова Б.Ф.) и Емельяновка.

Всего за первый месяц войны экипажи 1-го тбап выполнили 361 ночной болевой вылет, средняя продолжительность каждого из них составила около трех часов. За это время было сброшено 316,5 тонн авиабомб, перевезено 120 тонн грузов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие посты