вДовоенное время

Боднар А.Н. — О жизни в Шайковке

Боднар Александр Николаевич — участник ВОВ, бывший старший штурман полка, полковник в отставке. В годы войны совершил 300 боевых вылетов. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды; медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» I степени, «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда». Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве. Член Союза журналистов РФ.

В своей книге «О времени и о себе. Рассказы о жизни, товарищах, однополчанах — с кем жил, служил и работал» Боднар А.Н. вспоминает свое время службы в Шайковке так.

Для совершенствования своего штурманского мастерства, где-то в апреле 1941 года нас, молодых штурманов — В. Глазуна, И. Сороку, Г. Мосунова и меня — направили в 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк на аэродром Шайковка, вооруженный самолетами ТБ-3 конструкции А.Н. Туполева. Это был один из старейших авиационных полков страны, которым командовал полковник И.В. Филиппов.

Многие экипажи здесь уже имели боевой опыт полетов днем и ночью в сложных погодных условиях. Жили мы в казармах, так как к этому времени был приказ наркома обороны К. Тимошенко № 362, по которому все офицеры, не прослужившие четырех лет срочной службы, переселялись в казармы. Особенно это было трудно для тех, кто уже обзавелись семьей. Часто происходило так, что сержанты-стрелки и радисты сверхсрочной службы жили с семьями на квартирах, а их командиры и штурманы-офицеры — в казармах. На мой взгляд, приказ № 362 нанес большой ущерб подготовке авиационных кадров, отбил охоту получать военную профессию у значительной части молодежи, ранее желавшей связать свою судьбу с авиацией. Из летных училищ, выпускающих сержантов, под разными предлогами стали уходить в другие, более перспективные, учебные заведения уже летавшие опытные курсанты. Добровольный набор в авиаучилища уменьшился. Именно в Шайковке для нас, молодых штурманов, началась настоящая служба.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3

Честно говоря, то, что нам предстояло летать на самолете ТВ-3, нас не радовало. Все мы надеялись летать на более совершенных современных самолетах типа СБ (скоростной бомбардировщик) или ДБ-ЗФ (он же — более усовершенствованный ИЛ-4). Но делать было нечего — ТБ-3 так ТБ-3. Это была громадина с размахом крыльев в 40 метров и длиной в 25 метров. Вооружение на нем было устаревшей конструкции, не было даже командной микрофонной связи с землей, не было тормозов, механический бомбосбрасыватель. Особенно тяжело было летать на этом самолете поздней осенью, зимой и ранней весной. Кабина открытая, доступная дождю, снегу и, конечно, холоду. Единственный козырек из плексигласа не слишком защищал летчиков от встречного потока воздуха. Поэтому летный состав одевался весьма тепло — меховой костюм, шлем, защитная маска на лицо и, конечно, защитные очки. Штурманская кабина могла вмещать несколько человек.

Как ни странно, в те годы большим удовольствием для нас, молодых летчиков и штурманов, были поездки на аэродром и обратно. Приятно было сгрудиться всем вместе в открытом грузовике, в теплом лётном обмундировании с планшетами на длинных ремнях, чувствовать себя частью элитной армии людей, которым подвластно небо. Всю дорогу раздавался смех, звучали песни, анекдоты. Дальше были небо и полеты. Таким нам тогда казалось настоящее счастье. Но в мире уже было неспокойно. Чувствовалось приближение войны.

 

Материал из книги:
Боднар А.Н. О времени и о себе. Рассказы о жизни, товарищах, однополчанах — с кем жил, служил и работал. — Тамбов, 2012.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие посты